Воспитать, привить или научить?

Как воспитать у малыша чувство ответственности, привить любовь к книгам и приучить мыть ручки? Как говорится, давайте сразу определимся в терминологии. Что мы хотим сделать с нашим чадом и нужно ли вообще что-то делать, чтобы получить «хорошего человека» в будущем?

Воспитание ребенка – процесс очень тонкий. Воспитывать, как мы знаем, можно по-разному, и множество школ, теорий и направлений дают зачастую совершенно диаметральные рекомендации. Например, одни настаивают на четкой системе правил и жестком режиме с самого рождения. Другие рекомендуют начинать воспитывать ребенка еще в утробе матери, зачитывая ему хоть отрывки из Канта и Гегеля, а хоть и главу из учебника по высшей математике. Третьи и вовсе предлагают дать малышу полную свободу – душенька сама найдет, чем увлечься!…

Но, представляя своего ребенка в будущем, мы четко видим его грамотным, ответственным, играющим на пяти музыкальных инструментах, говорящего на трех (не меньше!) иностранных языках, и в свободное время дочитывающего те самые главы из учебника по высшей математике, которые он не дослушал, будучи у мамы в животике.

Меж тем, все довольно просто. Про «привить любовь»:
— Воспитание ребенка в духе «сейчас я привью ему любовь к чтению» — и усаживание в принудительном порядке даже с самой яркой книжкой… точно ничем хорошим не закончится. Попробуйте привить в себе любовь к продавщице из ближайшего магазина. Регулярно ходите на нее смотреть, пытайтесь в игровой форме доказать себе, что вам крайне интересно, попробуйте даже что-нибудь раскрасить фломастерами, например, пару чеков, заведите наглядное пособие и балуйте себя конфеткой за успехи. Ну что, получилось? Конечно, нет. Потому что любовь – это свобода пробовать, жажда самому открывать новое, а главное – самому выбирать приятное и не очень. Дети ищут, пробуют все на вкус, ощупь, на возможность «интересно поиграть» так, как им самим нравится, выбрать то, что привлекает их зачастую по совершенно непонятным для взрослых причинам. Например, мой сын из целого ящика игрушек выбирал две-три любимые с завидным постоянством, я не могла понять логику – были игрушки больше, привлекательнее, ярче. Пока не поняла, что логики здесь быть не может, есть душа, которая хочет получить определенные знания и сама тянется к чему-то «вне логики». Так что про «привить» — очень вряд ли. Разве что давать пробовать книги, показывать разные, находить возможность внести новую форму игры, мягко, предлагая ее. Например, невероятно популярные в Европе виммельбухи – книги без текста, с одними картинками, помогут вашему ребенку самому придумать историю и начать «читать» ее… Это даст возможность увидеть в книгах целых мир – новый, интересный, необычайный, где можно фантазировать. А это уже первый шаг к открытиям и любви..

Заключительное про «привить любовь». Пожалуй, воспитывать ребенка в духе «надо-не надо» слишком категорично. Дайте возможность выбора, это главное. Моя мама отдала меня в детстве в музыкальную школу, мечтая, чтобы в случае наступившего «черного дня» я могла сыграть в ресторане «Лунную сонату» или лабать на свадьбах какой-нибудь джазок. Семь лет я ненавидела монстра с черно-белыми зубами, которым мне представлялось фортепиано, к концу учебы в «музыкалке» возненавидела и «Полонез» Огинского, которого предстояло играть на отчетном концерте, а в довершении – и самого Огинского. На всякий случай. Живой пример на тему «прививать любовь к музыке»… Она, впрочем, все-таки пришла. Но позже. И, увы, не к Огинскому…

Теперь про привычки. Это тоже из серии «воспитать ребенка» ответственным, аккуратным и еще много каким. Спорить можно много, но на самом деле и здесь все предельно ясно – простое и автоматическое повторение определенных действий, лучше вместе и совершенно ненавязчиво, даст гораздо более прекрасные результаты, чем любого рода «заставлялки», «моралечиталки» и тому подобная ерунда. «Сын, сложи одежду в шкаф», — просите вы. «Ну, мам, давай потом», — слышите в ответ. Все правильно. Если вы с двухлетним карапузом вместе складываете его колготки и кладете в шкаф, и так каждый день, то это само собой разумеющееся, а если вы все делаете за него, а когда дитятку исполнилось 12 лет, просите убрать одежду…. Получите – распишитесь! Любого рода заставляния работают на отрицание, на злость и раздражение. Поэтому просто делайте это вместе с малышкового возраста – вместе убирайте в шкафу (не ругая за результат), вместе мойте обувь, складывайте игрушки. И все получится!

Теперь про ответственность, трудолюбие и тому подобное. Про личностные качества. Простой пример – ребенок строит целый час гараж из конструктора. Он уже трудолюбив. Помогает маме нести пакет из магазина – это, знаете ли ответственность за маму. Все в игре, все в каждодневном пробовании, в том, чтобы увидеть пример самих родителей, которые трудолюбивы сами, и сами же ответственны. «Прививать» и «насаждать» не имеет смысла в воспитании ребенка. Дайте ему возможность пробовать, не требуя немедленного совершенства, а главное – без оценок и наказаний за «проваленные попытки». И вы увидите – у него все получится. Вообще все.

Добавить комментарий