Воспитание ребенка. Нужно ли наказывать?

В детстве наша бабушка разбиралась с наказанием очень просто. Мы были шалопаи, нас было всегда восемь или больше – босоногие, веселые, разновозрастные и баловливые… Бабушка красила крыльцо, оставила банку с краской. Мы ее тут же стащили и покрасили дверные ручки на всей улице. Нам казалось, это очень смешно – дядя Сережа возьмется дверь открывать, а у него рука синяя, то-то веселье будет! Когда к бабуле пришли несколько «синеруких» соседей, она молча нарвала крапивы в углу огорода и немножко нас похлестала. Всех подряд и куда придется…

Сейчас вспоминать босоногое детство очень весело – нет обиды за крапиву, и главное, остались в памяти бабушкины слова: «вас много, кто зачинщик, уже не разберу, получат все, а там уж вы сами разберетесь между собой»… В общем, как в армии, но справедливо. Мы быстро нашли в своих рядах генератора этой восхитительной идеи и уже совместно решили, что в игры, за которыми следует порция бабулиной крапивы, теперь играем более осторожно…

Но это я к чему – каждая мама, которая воспитывает ребенка, неизбежно встает перед вопросом: надо ли наказывать малыша? Если да, то как? Чем наказания будут отличаться от последствий — нормальный, адекватных, естественных – проступков ребенка. Людмила Петрановская в своей книге «Как ты себя ведешь»? прекрасно проанализировала детское поведение и назвала 10 шагов, как преодолеть эти трудности. Мне очень понравилось, что Петрановская вернулась к значению русского слова «наказывать» — в первую очередь, это слово означает «указывать», «наставлять», иными словами – показывать путь.

Что такое наступление естественных последствий для ребенка? Да и для взрослого не мешает напомнить. Вот, к примеру, мой сосед – ленивый, любящий поспать товарищ. Естественно последствие для него – он не может найти работу, потому что просто не может прийти на нее вовремя. Или вот моя подруга Лена – закатывает мужу истерики через день. На днях муж молча собрал сумку и отбыл в неизвестном направлении. Это наказание? Конечно, нет. Это естественное последствие поведения и главное – выбора этого поведения.

Говорить «можно» и «нельзя», «плохо» или «хорошо» — это апеллировать к оценочным суждениям и запретам, которые с детьми, поверьте, работают не очень хорошо. Другое дело, дать малышу право выбора. Воспитать ребенка хорошим человеком – это не значит научить его четко и правильно понимать команды: «Это плохо, не делай этого», «Нельзя ломать игрушки». Давайте на простом примере поймем, что такое естественный выбор для ребенка.

1. Сломал игрушку? Наверное, тебе нечем будет сегодня играть…
Все очень просто. Малыш сломал дорогую машинку. Целенаправленно и с усердием ломал ее, наслаждаясь процессом. Вы видели, что он ее ломает и сказали ему: «Накажу тебя, нельзя этого делать!». Как результат – машинка сломана, ребенок «был выруган» и ревет белугой, мама в плохом настроении, злится на весь мир и, в первую очередь на себя за несдержанность. А ведь на самом деле все просто. Объясните малышу последствия его действий: «Солнышко, если ты сломаешь эту машинку, вечером тебе нечем будет играть, или будешь играть другими. Но такой машинки у тебя больше не будет. Ты можешь выбрать – сломать и попрощаться в машинкой, или вместе мы построим для нее гараж». Дайте малышу право выбора. Дайте ему узнать о последствиях.

2. Не бойтесь «нестандартного поведения»
Перановская приводит очень удачный пример про многодетную маму, которая устав от ссоры детей, кто же будет мыть посуду, просто перебила тарелки. Эксцентрично, диковато слышать. Но эффективно – дети поняли, что ближнего можно «довести до ручки», и наступят такие вот последствия. Посуда с тех пор моется без ругательств и препираний.

3. Дайте ребенку право на «потерю»
Вот вы купили ребенку все ту же машинку. Он ее сломал и попросил подобную. Очень попросил, с истерикой. Вы поддались и купили еще одну. Вторую машинку постигла та же самая незавидная участь – ее сломали в тот же вечер. Вам кажется, что сломал ее ребенок чуть ли не из принципа. Но вы все равно покупаете ему третью машинку из этой серии – «он же их любит»… Продолжать? Или вывод сделаете сами? Все очень просто – если естественных последствий не наступает, и потеря не очевидна, то ваш ребенок просто не поймет, лишился ли он чего-то. Мы не даем малышу шанса изменить свое поведение, осознав потерю машинки, вместо этого мы предпочитаем нервничать сами и тратить деньги.
В общем, почитайте Петрановскую. Воспитывать ребенка – непростое дело, но самое благодарное и любимое на свете…

Добавить комментарий